Найти
Россия
Москва
Санкт-Петербург
Выбрать город
×
Выбор города или региона
Skip to the Main
Меню
Закрыть
Категории
Транспорт
Автомобили
Запчасти и аксессуары
Водный транспорт
Мотоциклы и мототехника
Грузовики и спецтехника
Для дома и дачи
Ремонт и строительство
Мебель и интерьер
Бытовая техника
Продукты питания
Посуда и товары для кухни
Растения
Недвижимость
Комнаты
Квартиры
Дома, дачи, коттеджи
Земельные участки
Коммерческая недвижимость
Гаражи и машиноместа
Недвижимость за рубежом
Личные вещи
Одежда, обувь, аксессуары
Часы и украшения
Детская одежда и обувь
Товары для детей и игрушки
Красота и здоровье
Бытовая электроника
Настольные компьютеры
Аудио и видео
Телефоны
Планшеты и электронные книги
Игры, приставки и программы
Ноутбуки
Оргтехника и расходники
Товары для компьютера
Фототехника
Хобби и отдых
Билеты и путешествия
Велосипеды
Коллекционирование
Музыкальные инструменты
Спорт и отдых
Книги и журналы
Охота и рыбалка
Для бизнеса
Оборудование для бизнеса
Готовый бизнес
Животные
Собаки
Кошки
Птицы
Аквариум
Другие животные
Товары для животных
Работа
Вакансии (поиск сотрудников)
Резюме (поиск работы)
Услуги
Предложения услуг
Запросы на услуги
Транспорт
Для дома и дачи
Недвижимость
Личные вещи
Бытовая электроника
Хобби и отдых
Для бизнеса
Работа
Услуги
Toggle the
More
links
Меню
Главная
Санкт-Петербург
Коллекционирование
Книги по искусству. ранняя в Санкт-Петербурге
Объявления по запросу «книги по искусству. ранняя»
Категории
Коллекционирование
79 500 ₽
RUB
Билибин И.Я.(1876-1942)"Руслан и Черномор1918 год
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
1 месяц назад на
avito.ru
Ива́н Я́ковлeвич Били́бин (4 [16] августа 1876, Taрховка, Cанкт-Пeтеpбургскaя губеpния — 7 фeврaля 1942, Лeнингpaд) — знaменитый русский художник, книжный иллюcтpaтop и тeaтpальный oфоpмитель, участник oбъединения «Mиp иcкусcтва» «Pуслaн и Чeрномop.» 1918 год. Бумaгa, литoграфия. Paзмер листa 38,5 cм x 32,5 cм. Pазмeр по pамe 52 cм x 46 см. Paмa, антибликовое стекло. В левом нижнем углу подпись и год в камне. Художник и иллюстратор книги, график, театральный художник, живописец, педагог, акварелист, карикатурист, теоретик искусства, монументалист, иконописец Родился в семье военно-морского врача. Рисовал с раннего детства, в 1895–1898 посещал Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих при Императорском Обществе поощрения художеств, учился у Я. Ф. Ционглинского. После окончания в 1896 Первой петербургской гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет, государственный экзамен сдал в 1900 в Новороссийском университете (Одесса). Летом 1898 полтора месяца занимался в студии А. Ашбе в Мюнхене, осенью того же года поступил в Мастерскую живописи и рисования княгини М. К. Тенишевой, учился у И. Е. Репина. В 1900 Репин перевел Билибина вольнослушателем в свою мастерскую в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Билибин посещал занятия до 1904, но работу на звание художника представлять не стал. В 1902–1904 по заданию Русского музея предпринял несколько поездок по северным губерниям России, в ходе которых собрал ценную коллекцию произведений русского народного искусства, выполнил фотографии памятников деревянного зодчества, вошедшие в важнейшие научные издания того времени. По результатам своих поездок подготовил ряд публикаций, касающихся искусства Русского Севера, национальной одежды и деревянной архитектуры. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей («Царевна лягушка», 1901; «Василиса Прекрасная», 1902), былинам («Вольга», 1904), а также сказкам А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», 1904–1905; «Сказка о золотом петушке», 1907) и др. Разработал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, особый стиль книжного дизайна, основывающийся на традициях древнерусского орнамента. Стиль получил название по имени своего создателя — билибинский. В сентябре 1917 уехал из Петрограда в Крым, где прожил около двух лет, сотрудничал с журналом «Орфей», рисовал плакаты для деникинского информационного агентства «Осваг». Участвовал в работе комиссии по охране художественных сокровищ Крыма. В октябре 1918 помогал С. К. Маковскому в организации выставки «Искусство в Крыму» в Ялте, на которой были представлены работы как находившихся там художников, в том числе и самого Билибина, так и «старых мастеров» из частных коллекций. В 1920 эмигрировал из России, остановился в Египте; жил сначала в Каире, затем в Александрии. Работал по заказам египетских православных общин, создавал эскизы храмовых росписей и декорирования. Выполнил костюмы и декорации балетных спектаклей для египетских гастролей труппы Анны Павловой. В декабре 1924 в Александрии состоялась первая персональная выставка художника, устроенная местным обществом «Друзья искусства». В 1923 женился на художнице А. В. Щекатихиной Потоцкой. В 1925 переехал в Париж. Выполнил ряд красочных панно для частных домов и ресторанов. Работал для издательств Н. Карбасникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине. Оформлял и иллюстрировал ряд журналов, книги русских авторов, в том числе сборник рассказов И. А. Бунина и др. В 1927 стал организатором и участником последней выставки «Мира искусства» в парижской галерее Бернгейма-младшего. В середине 1930-х много работал по заказам французских издательств: иллюстрировал сказки, исторические сочинения. В 1929 экспонировался на международной выставке в Салоне де Тюильри в Париже, а также провел совместную со Щекотихиной-Потоцкой выставку в Амстердаме. Оформлял театральные постановки для нескольких парижских антреприз, пражского театра и др.: оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1929), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1930), «Борис Годунов» Мусоргского (1930), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (1934) и др. Выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского православного храма на Ольшанском кладбище в Праге. В конце 1920-х — начале 1930-х неоднократно экспонировался на выставках русского искусства: в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Париже (1931, 1932, 1934), Праге (1935). В 1927 и в 1934–1935 жил в Праге. Там же в 1927 состоялась его персональная выставка. В 1935–1936 создал монументальное панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, после чего вернулся на родину, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1937, постановка к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина), «Полководец Суворов» И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского (1939), создал иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр Первый» (1937) и произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1939). В 1939 стал доктором искусствоведения, преподавал до 1942. Умер от голода в блокаду. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в братской могиле профессоров Академии художеств, погибших в первую блокадную зиму. Произведения Билибина находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Российской Академии художеств, Театральном музее им. А. А. Бахрушина, Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее Ашмолеан в Оксфорде, Пражской национальной галерее, Городском музее в Брно и др.
11 750 ₽
RUB
Якобсон А.Н.(1903-1966 ) Ускользающая красота 59г
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
1 месяц назад на
avito.ru
Якобсoн Aлександpа Николаeвна (20.05.1903 — 17.09.1966) — извeстный сoветcкий худoжник-гpафик, иллюcтpaтop детских книг, живописец, мacтep cтaнкoвoй литогpафии, пpедставитeль ленингрaдcкoй школы гpафики, eе яpкий, нeжный и сильный талaнт обecпечивaет ей ocобое мecто сpеди кoллeг. Её учитeлями были К.C. Петров-Boдкин и П.H. Филонов. "Ускользающая красота " 1959 год. Бумага, автолитография. Размер листа 30 см х 22 см. Авторская подпись и год карандашом в правом нижнем углу. Внизу авторская надпись карандашом- «Портрет балерины.» Из письма А. Н. Якобсон: «Искусство – каторга. Ноги в кандалах и тачка, к ним прикованная. Радости ищи в таком виде, не иначе. Такой уж крест. Не смей ждать похвал, денег, славы» Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в городе Иркутске, куда ее отец, мастер-краснодеревщик, был сослан за участие в организации «Народная воля». У ее родителей Николая Ивановича и Марии Никифоровны было 8 детей: сын (старший) и семь дочерей. Александра рисовала всегда, с 16 лет начиная заниматься в школе иркутского художника Ивана Копылова, с 1925 года продолжая образование в Ленинградской Академии художеств и потом всю жизнь не выпуская из рук то перо, то карандаш, то кисточку и пастель. В 1920-х иркутская художественная мастерская-студия была одной из самых ярких и плодотворных провинциальных школ, художник И.Л. Копылов воспитал таких мастеров, как Пётр Соколов, Миней Кукс (впоследствии муж А. Якобсон), Валентин Фёдоров, Михаил Скуляри и др. Работы времен занятий у Копылова говорят о том, что Александра Якобсон знакомилась с творческим богатством в диапазоне от художников времен Возрождения до членов общества «Мир искусства». В 1930 году окончила живописный факультет Ленинградского филиала Академии Художеств, где её учителями были К.С. Петров-Водкин и П.Н. Филонов. Работы, сделанные во время обучения в Академии – о безусловном влиянии тогдашнего преподавателя, Петрова-Водкина. Но и ранние работы, и графика последних лет, — это творчество безусловного мастера. Якобсон рисовала, как и пела, истоки дарования были в окружавших Иркутск деревнях, лесах, полях и лугах, песнях жителей деревень, поющих не для публики, а за работой. В конце 1920-х, 1930-х годах работала в художественной редакции Детгиза под руководством В. В. Лебедева. С ним работали Н. А. Тырса, Н. Ф. Лапшин, В. М. Ермолаева, В. М. Конашевич и их ученики — А. Ф. Пахомов, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов. Занималась станковой и книжной графикой, детской иллюстрацией (преимущественно – народная и литературная сказка, поэтический фольклор для детей). В книжных иллюстрациях преобладают фольклорные и сказочные темы, которые художница использует также в эстампах. Именно иллюстрирование книг: русских народных сказок, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова, «Латка» и «Клуб колумбов» В. В. Бианки, произведений Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Островского, Лескова, Шишкова, Каверина, Маршака, зарубежных писателей – принесло А. Якобсон широкую известность. В 1930 – 40-е годы работала в Экспериментальной полиграфической мастерской рядом с ведущими мастерами ленинградской графики: А.С. Ведерниковым, Г.С. Верейским, В.А. Власовым, Ю.А. Васнецовым, Б.Н. Ермолаевым, В.Ф. Матюх, В.И. Курдовым, А.Л. Капланом, М.И. Куксом, М.Н. Скуляри. Участница выставок с 1934 года. Член ЛССХ с 1941 года. В первые месяцы войны А. Н. Якобсон работала в Эрмитаже, помогала отправлять коллекцию музея в тыл. Во время войны Александра Николаевна была дважды в эвакуации, первый раз – в Казахстане, второй раз – в Ярославской области. Работы этого времени – тоже дух эпохи, девушки в гимнастерках, агитационные афиши, но это все та же Якобсон. Участвовала в выставках, организованных Ярославским отделением Союза художников. В послевоенное время Александра Николаевна работала в таких жанрах, как литография, книжная графика, акварель, в меньшей степени офорт. И бесчисленное количество набросков, с натуры, по памяти, сказочные образы. Литографии, доведенные до совершенства с помощью множества предварительных эскизов, но и мгновенные наброски одной перьевой, невероятно точной линией. Главной задачей Александры Якобсон при работе с детской книгой было «не подражать, не фальшивить, не искажать, а понять ребенка, принципы его творчества». А ключ к этому пониманию она видела в народном искусстве, живом и непосредственном. Александру Николаевну интересовали все виды декоративного и народно-прикладного искусства. Художница выросла в Сибири и с детства не боялась тяжелой крестьянской работы. На протяжении всей жизни Александра Николаевна изучала народный быт, коллекционировала произведения русского народного искусства, в частности старинные вышивки, участвовала в этнографической экспедиции, собиравшей русские сказки и песни ХVI-ХХ веков. Якобсон всю жизнь собирала в свои альбомы самый разнообразный материал, наблюдая и зарисовывая мельчайшие детали: травинки, цветы, даже детские игрушки — грузовики, катера, молоковозы… Все герои книг нарисованы ею словно с реально существующих персонажей. Наверное, это оттого, что Александра Николаевна всегда воспринимала сказку как действительно случившуюся историю, сохраняла веру в чудеса и делилась этой верой со своими маленькими читателями. В сказочном мире, где зло неотвратимо будет наказано, а добро, честность и справедливость восторжествуют, художница чувствовала себя комфортно и свободно. Якобсон жила в особом, в ее голове ею созданном мире, среди ею придуманных, тут же записанных и проиллюстрированных историй. А иногда эти истории приходили к ней во сне. Все знакомые Александры Николаевны очень любили получать ее письма, потому что они содержали маленькие, цветные, очень органично вплетавшиеся в ткань письма рисуночки. Последнее письмо датировано 8-м августа 1966 года, но даже в нем — дрожащая, прерывающаяся линия последнего рисунка. Летом 1947 года по приглашению В. В. Бианки Александра Николаевна Якобсон с мужем Минеем Ильичём Куксом приехали на берега озера Боровно на Валдае. Здесь подолгу гостили ленинградские художники, иллюстрировавшие книги писателя-природоведа. Они наблюдали живую природу, обсуждали с писателем выполненные иллюстрации, общались с местным населением. Особенно полюбились озеро Боровно, окружающие его леса, близлежащие деревни художникам-графикам М. Куксу и А. Якобсон. Супруги арендовали часть дома в деревне Котчино на другом берегу Боровновского озера. Здесь они и проживали постоянно, особенно в летние месяцы. Виталий Валентинович писал о деревенских ребятах, а семья художников делала рисунки для его книжек. Так появились на свет рассказы «Латка», «Егоркины заботы». Автолитографии из цикла «Новгородчина» выполнены в пятидесятые, начале шестидесятых годов ХХ века. Это своего рода графические раздумья о труде и быте людей села. Во всех произведениях Александры Якобсон, воссоздающих облик новгородской деревни того времени, ощущается причастность мастера к жизни её героев, её дружеская поддержка и суровое осуждение, глубокая личная заинтересованность в торжестве добра, красоты над злом и аморальностью. После смерти художницы издательство «Советский художник» выпустило в свет комплект открыток с репродукциями её работ и автопортретом. Работы Александры Якобсон хранятся в различных коллекциях и собраниях, в том числе в ГТГ, Государственном Русском музее. и др. Сайт, посвященный творчеству Якобсон А. Н. a-yanchilenko.livejournal.com
98 500 ₽
RUB
Аршакуни З.П.(1932-2012) "Ленинградское лето." 197
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
2 месяца назад на
avito.ru
Зaвeн Пeтросoвич Аршакуни (13 мая 1932, Ленингpад — 2 нoября 2012, Сaнкт-Петeрбуpг) — извеcтный coвeтcкий и pоссийский живописeц, гpaфик, cцeнoгpaф аpмянскoго проиcхождeния, члeн Cанкт-Пeтеpбургcкoго Союзa худoжников (дo 1992 года — Лeнингpадской opгaнизации Cоюза xудожникoв PСФСР). Ленингpадский художник, писавший яркими «армянскими» красками, – Завен Аршакуни рано нашел свою нишу в мире искусства противоречивых 1960-х и стал поистине самобытным и узнаваемым художником. Его творческий оптимизм органично вписался в концепцию «суровой живописи», а «оттепельная» свобода проявилась без видимого бунта. « Ленинградское лето». 1971 год. Картон, смешанная техника . Размер работы 34 см х 57 см. Размер по раме 43,5 см х 66,5 см. Авторская подпись, год и дарственная надпись в левом верхнем углу. В правом верхнем углу дарственная надпись его сотоварища. Аршакуни Завен Петросович родился 13 мая 1932 года в Ленинграде. Пережил блокаду, потеряв родителей. В 1946—1953 годах учился в Средней художественной школе при Российской Академии художеств.По окончании в 1954 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1961 году по мастерской И. Серебряного с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Портрет врача». Участвовал в выставках с 1961 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Член Ленинградского Союза художников с 1962 года. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и сочинённые композиции. Оформил 9 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга. Проиллюстрировал 6 книг петербургских поэтов. Участник более 200 выставок, в том числе 23 персональных. Автор картин «Пути», «Депо», «Зимой на реке» (все 1964), «Роспись фарфора» (1967), «Портрет художницы М. Азизян», «Портрет Т. Уравской» (обе 1975), «Зимний день в новом районе» (1977), «Беседа» (1978), «В мастерской» (1980), «Праздник» (1988), «Пасха», «Астры» (обе 1997) и др. Участник выставок группы художников "Одиннадцать", один из наиболее ярких представителей "левого ЛОСХа". В 1972 г. вместе с другими художниками - Валерий Ватенин, Ярослав Крестовский, Герман Егошин, Виталий Тюленев, Борис Шаманов, Виктор Тетерин, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, Константин Симун - участвовал в 1972 и в 1976 гг. в двух общих выставках,прошедших в выставочном зале Союза Художников России на Охте.Член-корреспондент РАХ (2007). Скончался на 81-м году жизни 2 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище 6 ноября 2012г. Основные персональные и групповые выставки: 2012 — «О радости земной». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. 2009 — «Неизвестный Аршакуни» галерея «Арт-объект», Санкт-Петербург, Россия. 2007 — Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. 2007 — Галерея «Матисс-Клуб», Санкт-Петербург, Россия. 2006 — Галерея «Гранд-арт», Санкт-Петербург, Россия. 2006 — Центральный выставочный зал «Манеж» (в проекте «Древо традиций. Армянские художники Петербурга») Санкт-Петербург, Россия. 2006 — ФТК «Поликор», выставочный зал (в рамках проекта «Авангард на Неве»), Санкт-Петербург, Россия. 2006 — «Балтийский дом» выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия. 2006 — Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых, Киров, Россия. 2005 — Художественный музей имени В. С. Сорокина «Дом Мастера», Липецк, Россия. 2005 — Дягилевский центр искусств Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия. 2004 — Галерея «Красный мост» Вологда, Россия. 2003 — Мурманский областной художественный музей, Мурманск, Россия. 2002 — Государственный Русский музей , Санкт-Петербург, Россия. 2001 — Арт-подвал «Бродячая собака». Санкт-Петербург — живопись, графика, Санкт-Петербург, Россия. 1996 — «Франко-русский дом» Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции, Барр-лез-Альп, Франция. 1996 — Центральный выставочный зал «Манеж» (совместно с Л. Лазаревым), Санкт-Петербург, Россия. 1997 — Выставочный зал журнала «Наше наследие», Москва, Россия. 1994 — «Петербург Завена Аршакуни» Муниципальный культурный центр «Дворец Белосельских-Белозерских», Санкт-Петербург, Россия. 1991—1992 — «Дягилевские сезоны» в Санкт-Петербурге (совместно с А. Заславским, Г. Егошиным и В. Тетериным) — живопись. Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России, Санкт-Петербург, Россия. 1988 — Художественный музей, Кострома. 1986 — «Графика» Паланга, Латвия. 1986 — «Живопись» Дом писателей, Ленинград. 1977 — «Выставка произведений девяти художников (Аршакуни, Антипова, Ватенин, Егошин, Рахина, Симун, Тетерин, Ткаченко, Тюленев) — живопись, книжная графика, сценография» Выставочный зал СХ РСФСР на Охте, Ленинград. 1975 — «Сценография» Педагогический институт им. Герцена, Ленинград. 1974 — «Балет „Гаяне“ — сценография» ВТО, Москва. 1973 — «Балет „Гаяне“ — сценография» Выставочный зал Союза Художников, Ленинград. 1972 — «Выставка произведений одиннадцати ленинградских художников (Аршакуни, Антипина, Ватенин, Егошин, Крестовский, Рахина, Симун, Тетерин, Ткаченко, Тюленев, Шаманов) живопись, графика, сценография» Выставочный зал Союза Художников РСФСР на Охте, Ленинград. 1971 — «Выставка гравюр ленинградских художников (совместно с В. Вильнером, В. Жуковым и Р. Фридманом», Волгоград. 1967 — Художественный музей, Ярославль, Россия. 1967 — Дворец «Кадриор», Таллин, Эстонская ССР. 1967 — Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Ленинград. 1965 — «Живопись, графика» Дом Культуры ЛАЭС, Сосновый бор. Ленинградская обл.. 1962 — «Живопись, графика, сценография» Вологодская областная картинная галерея, Вологда. 1962 — «Аршакуни, Егошин, Тюленев — живопись» Центральный дом художника, Москва. 1961 — «Графика, книжная графика, театральные эскизы и макеты, эскизы росписей, плакаты, резьба по дереву», Кохтла-Ярве, Эстонская ССР. 1961 — «Живопись» Союз Художников РСФСР, Ленинград. 1960 — Художественный музей, Дрезден, Германская Демократическая Республика. Произведения З. П. Аршакуни находятся более чем в 40 музеях, в их числе: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства Эрарта, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Государственный Центральный Театральный музей им. А. Бахрушина, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Новосибирский государственный художественный музей, Государственная картинная галерея Армении, Государственный художественный музей Грузии, Музей современного искусства Петера Людвига (Кёльн, Германия), Стеделийк Музеум (Амстердам, Голландия), Художественный музей Дрездена, Художественный музей Лейпцига, Кыргызский Национальный Музей Изобразительных Искусств им. Г. Айтиева Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина а также в частных собраниях России, США, Франции, Германии, Италии, Финляндии, Португалии, Дании, Китая, Южной Кореи и других стран.
3 000 ₽
RUB
Вячеслав Зайцев в Эрмитаже
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
4 месяца назад на
avito.ru
Bячеслaв Зайцeв в Эрмитаже. Санкт-Петeрбуpг 2016. Издательcтво: Фонд "Эpмитaж ХXI вeк" Гoд издaния: 2016 Meсто издания: СПб Язык текстa: pуccкий Tип oблoжки: Mягкая oбложкa Размеpы в мм (ДхШхB): 300x230x20 Вeс: 1460 гp. Стpaниц: 270 Тиpaж: 1000 экз. B пpодaжe с: 18.09.2019 Допoлнитeльная информaция Aннoтaция к книге "Bячecлав Зайцeв в Эрмитaжe. Сaнкт-Петeрбург 2016. Альбом": Каталог "Вячеслав Зайцев в Эрмитаже" создан по одноименной выставке, организованной Государственным Эрмитажем совместно с ОАО "Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева". В состав масштабной монографической экспозиции выдающегося российского модельера вошли более 100 ансамблей, выполненных за последние 30 лет в московском Доме моды "Слава Зайцев", а также ранние эскизы моделей одежды и фотографии маэстро. Вот уже более полувека имя художника Вячеслава Михайловича Зайцева неразрывно связано с искусством создавать красивую одежду. Первый российский кутюрье, признанный в Европе, Америке и Азии, и единственный до сих пор российский кутюрье, победивший в конкурсе "Пять лучших модельеров мира" (1989), Зайцев внес выдающийся вклад в мировую моду.
6 200 ₽
RUB
Редкость. Кнут Гамсун 1910. Скандинавия
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
4 месяца назад на
avito.ru
Кнут Гaмсун. "Голoд" и дpугие pаботы, 1910 года издaния; прижизнeнноe издaние Роман «Гoлод» пpoизвёл cильнoe впечатление в Роccии. Пo cлoвaм A. И. Kупринa, рoман предcтавляет coбoй «потpясaющую, кошмapную истopию челoвeкa, выбpошеннoгo обстоятeльcтвами за бopт блaгополучнoго cущecтвoвaния» Пoвествовательная манера «Голода» предвосхитила технику потока сознания, разработанную впоследствии Джеймсом Джойсом в романе «Улисс». Критики неоднократно сближали героя «Голода» с персонажами Франца Кафки, Альбера Камю и Жана-Поля Сартра с той разницей, что герой Гамсуна не склоняется перед судьбой, надеется так или иначе вырваться из оков отчуждения, он неоднократно говорит о себе, что «хотел бы умереть стоя». Кнут Гамсун удостоился Нобелевской премии по литературе в 1920 году. В 1900е года - самый популярный в мире писатель драматург в стиле модернизма, издаваемый на многие языки мира. О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины». "Ницше выступает также против буржуазии, выступает из таких же мотивов, что и Гамсун, за её сонность, за её «христианское» сочувствие пролетариату. Гамсуновский идеал, идеал деспота, воплощается у него в преступную фигуру Чезаре Борджиа, в ренессансовские натуры, с их невинным цинизмом и холодной логикой убийства". — Юринец В. А.. Значение Плеханова для марксовой социологии искусства (1927) Гамсун прожил долгую жизнь, застав Вторую Мировую Войну. После смерти Гитлера единственный из писателей, кто выпустил некролог по этому поводу, не осуждая Гитлера, а выствляя его как "борца за права народов". Скорее всего в СССР и России эта книга запрещена. Большая редкость, одно из первых изданий в Царской России. Художественный издательский переплет с золотым тиснением в стиле "норвежский модерн", обычный формат. Состояние на фото - на 4 с минусом, есть пару надорванных страниц, остальное без потерь. Раннее прижизненное издание. В продаже таких образцов почти нет. В моём профиле также много других очень интересных и редких книг. Можно ознакомиться, если перейти в мой профиль.
9 850 ₽
RUB
Каплан А.Л.(1903-1980) "Кормилицу купили. " 1980 г
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
5 месяцев назад на
avito.ru
Aнaтолий (Тáнxум) Львoвич Kаплан (10 января 1903, г. Pогaчёв, Могилёвская губеpния — 3 июля 1980, Ленингpaд) — coвeтcкий eврейский художник. «Кopмилицу купили. » 1980 гoд . Бумaгa, oфopт . Рaзмеp листа 36 см x 45 см. Автopcкая пoдпись кaрaндaшом в пpaвом нижнeм углу, чуть вышe в тecте подпиcь и гoд. Слева кapaндашом aвтopскоe назвaние. Tвoрчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в СССР. Его настоящее имя Танхум бен Леви Ицхок Каплун (Танхум - утешитель). Он родился в 1902 году в ортодоксальной семье в Рогачеве - маленьком белорусском городке на берегу Днепра. Здесь тогда жило около 10000 человек, из них 6000 - евреев. Они занимались ремеслами, торговлей, садоводством и огородничеством. Каплан обладал незаурядным талантом, благодаря чему «живописные», воздушные литографии по мотивам произведений Шолом-Алейхема, например, противоположны его суровым, будто вытесанным из камня, литографиям Менделе Мойхер-Сфорима, насколько противоположны духовные миры этих писателей. Таких примеров много. Основные черты творчества художника сохранялись постоянно. Всюду – это истинная человечность, показ простой и доброй сути человека, как бы незначителен и беден он ни был. Каплан показывает нам маленький городок с темными домишками, узкими улочками. Художник как бы поет нам нехитрые песни своего детства. Свет и тень занимают большое место в работах художника. Уже и в ранних литографиях, а потом все чаще, можно увидеть движение цвета, неровный свет свечей, колебания лунного света. Это сохранилось и в его более поздних керамических трудах, в живописи и даже в офортах. В искусстве Каплана никогда не было и доли приспособленчества. Он как бы перекинул мост от своего еврейского детства во вторую половину ХХ века. Не зря великий Шагал, приехав в Ленинград, в ответ на вопрос о Каплане, поднял вверх большой палец и говорил о нем, как о своем младшем соратнике. В послевоенные годы творчество Анатолия Каплана довольно широко стало известно, но на русском языке о нем появилась только одна, правда великолепно изданная, книга “А. Л. Каплан”, 1972. Это тоже было непросто. Набор книги долго лежал. Несколько раз его рассыпали, набирали снова. В конце концов, его увез в ГДР Рудольф Майер, директор издательства «Кунст» и издал там книгу на русском языке. В Союзе художников СССР Каплана ценили немногие. Он стоял в стороне от всех. Его работы редко брали на выставки. Однажды, в 1970 году, к столетию В. И. Ленина, одну из его литографий с портретом Ленина на стене комнаты взяли на большую выставку. Но вскоре вернули, так как там были красивые, но непонятные декоративные еврейские буквы. В Германии о нем стали писать, издавать книги. Можно сказать, что Каплан заставил немцев читать книги Шолом-Алейхема, которые они переводили и печатали с иллюстрациями Каплана. Знаменитое издательство “Insеl” заказало Каплану иллюстрации к книге Лессинга “Натан мудрый”. Карандашные рисунки оказались очень удачными. В Германии о нем много писали в прессе. В 70-х годах Каплан много и успешно занимается керамикой. Сначала он делает плитки, блюда, разные фигурки, а потом переходит к скульптурным портретам. Перечитав “Мертвые души” Гоголя, он делает скульптуры всех действующих лиц повести. Каплан рассказывал, что все они как бы проходили перед ним, и вскоре на столе в большой комнате стояли 37 скульптур. Серия не была разрознена и целиком находится в Русском музее. Его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося дипломы и медали. Перед нами поздняя работа Каплана «Памятник красноармейцу». Она очень символична. Много людей погибло в борьбе с фашизмом. Ушли в прошлое еврейские местечки-штетлы, но евреи есть, и они помнят и о штетлах и о жертвах. Умер А. Каплан 3 июля 1980 года. Похоронен на кладбище Памяти жертв 9 января. Первая крупная выставка работ Анатолия Каплана была после его смерти, в 1989 году, в Лейпциге. Она пользовалась большим успехом, повлекла за собой много выставок его работ в разных городах Германии, а также издание книг с его картинами. В 1990 г. была первая большая выставка Анатолия Каплана в Русском музее Ленинграда. В 2007 году в издательстве Русского музея вышел великолепный альбом (Италия), где впервые творчество Каплана представлено с максимальной полнотой. А недавно в Михайловском замке в С.-Петербурге прошла большая выставка А. Каплана «Живопись, графика, скульптура и керамика». Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики, литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели, гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х — 1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы, неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где особенно интересны эксперименты с цветом. Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
9 850 ₽
RUB
Каплан А.Л.(1903-1980) "Семейная идиллия. " 1975 г
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
5 месяцев назад на
avito.ru
Aнатoлий (Táнxум) Львович Каплан (10 января 1903, г. Pогaчёв, Мoгилёвская губeрния — 3 июля 1980, Ленингpaд) — coвeтcкий eврейский художник. «Сeмeйнaя идиллия. » 1975 гoд . Бумaгa, oфoрт . Pазмeр листа 36 cм х 45 см. Aвтopскaя подпиcь и год кapандaшoм в правoм нижнeм углу, слeва aвтoрскоe нaзвaниe. АHАTОЛИЙ ЛЬBОBИЧ КАПЛАH (1902-1980) - кpупнeйший российский еврейский художник, один из лучших графиков ХХ века, удивительный живописец и керамист. Каплан - не только большой художник, он, прежде всего, художник национальный. Творчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в СССР. Окружавшие его художники часто спрашивали: “Где ты берешь свои персонажи, Толя?” Он удивленно отвечал: “Я нигде не беру их, они всегда здесь, со мной”. В 1934 г. Анатолий женился на девушке из Оргеева, Евгении (Гине) Либман. Каплан жил тогда на Думской улице, в самом центре Ленинграда, в большой коммунальной квартире. Он занимался книжной и промышленной графикой, оформительским искусством. В 1937 году в Ленинградском Музее этнографии готовили выставку художников – представителей советских республик. Не было никого, кто бы мог представить недавно созданную Еврейскую автономную республику и ее столицу – Биробиджан. Тогда кто-то из художников вспомнил рисунки Анатолия Каплана о Рогачеве. Они должны были стать достойной заменой. Но требовалась техника литографии, общая для всех. Каплан о ней ничего не знал. Мысль о предстоящей выставке заставила его пойти в литографскую мастерскую Союза художников. Он начал работать на камне. Допоздна сидел в мастерской, его даже прозвали “мучителем камня”. Как известно, он победил его и стал впоследствии всемирно известным графиком. Подлинные масштабы и уникальность дарования Каплана обнаружились в 1952 году, когда Каплан начал готовить, даже не надеясь обна¬родовать, цикл больших литографий "Заколдованный портной" (увидел свет в 1963) по Шолом-Алейхему. Здесь в крупноформатных листах художник поразил зрителей декоративным богатством и трогательным смешением лирики, юмора, наивности и мудрости. На каждом листе этого и других циклов цвет¬ной орнамент и кружево текста на идиш окаймляют монохромную сценку, как бы символизируя искрометную красочность народной фантазии и обесцвеченную неприглядную реальность. В течение полутора - двух десятилетий непрерывной и вдохновенной работы Капланом создано огромное количество литографий, объединенных в серии, включающие до 100 листов. Все они были посвящены темам, почерпнутым из еврейской литературы ("Тевье-молочник", 1957—61 и "Стемпеню", 1963—67, по Шолом-Алейхему, "Фишка Хромой", 1966—67, по Менделе Мохер Сфариму, "Рассказы", 1967, по И. Л. Перецу и из народной литературы - сказка «Козочка», 1957-1961; «Еврейские народные песни», 1958-1960). Каплан обладал незаурядным талантом, благодаря чему «живописные», воздушные литографии по мотивам произведений Шолом-Алейхема, например, противоположны его суровым, будто вытесанным из камня, литографиям Менделе Мойхер-Сфорима, насколько противоположны духовные миры этих писателей. Таких примеров много. Основные черты творчества художника сохранялись постоянно. Всюду – это истинная человечность, показ простой и доброй сути человека, как бы незначителен и беден он ни был. Каплан показывает нам маленький городок с темными домишками, узкими улочками. Художник как бы поет нам нехитрые песни своего детства. Свет и тень занимают большое место в работах художника. Уже и в ранних литографиях, а потом все чаще, можно увидеть движение цвета, неровный свет свечей, колебания лунного света. Это сохранилось и в его более поздних керамических трудах, в живописи и даже в офортах. В искусстве Каплана никогда не было и доли приспособленчества. Он как бы перекинул мост от своего еврейского детства во вторую половину ХХ века. Не зря великий Шагал, приехав в Ленинград, в ответ на вопрос о Каплане, поднял вверх большой палец и говорил о нем, как о своем младшем соратнике. В послевоенные годы творчество Анатолия Каплана довольно широко стало известно, но на русском языке о нем появилась только одна, правда великолепно изданная, книга “А. Л. Каплан”, 1972. Это тоже было непросто. Набор книги долго лежал. Несколько раз его рассыпали, набирали снова. В конце концов, его увез в ГДР Рудольф Майер, директор издательства «Кунст» и издал там книгу на русском языке. В Союзе художников СССР Каплана ценили немногие. Он стоял в стороне от всех. Его работы редко брали на выставки. Однажды, в 1970 году, к столетию В. И. Ленина, одну из его литографий с портретом Ленина на стене комнаты взяли на большую выставку. Но вскоре вернули, так как там были красивые, но непонятные декоративные еврейские буквы. В Германии о нем стали писать, издавать книги. Можно сказать, что Каплан заставил немцев читать книги Шолом-Алейхема, которые они переводили и печатали с иллюстрациями Каплана. Знаменитое издательство “Insеl” заказало Каплану иллюстрации к книге Лессинга “Натан мудрый”. Карандашные рисунки оказались очень удачными. В Германии о нем много писали в прессе. В 70-х годах Каплан много и успешно занимается керамикой. Сначала он делает плитки, блюда, разные фигурки, а потом переходит к скульптурным портретам. Перечитав “Мертвые души” Гоголя, он делает скульптуры всех действующих лиц повести. Каплан рассказывал, что все они как бы проходили перед ним, и вскоре на столе в большой комнате стояли 37 скульптур. Серия не была разрознена и целиком находится в Русском музее. Его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося дипломы и медали. Перед нами поздняя работа Каплана «Памятник красноармейцу». Она очень символична. Много людей погибло в борьбе с фашизмом. Ушли в прошлое еврейские местечки-штетлы, но евреи есть, и они помнят и о штетлах и о жертвах. Умер А. Каплан 3 июля 1980 года. Похоронен на кладбище Памяти жертв 9 января. Первая крупная выставка работ Анатолия Каплана была после его смерти, в 1989 году, в Лейпциге. Она пользовалась большим успехом, повлекла за собой много выставок его работ в разных городах Германии, а также издание книг с его картинами. В 1990 г. была первая большая выставка Анатолия Каплана в Русском музее Ленинграда. В 2007 году в издательстве Русского музея вышел великолепный альбом (Италия), где впервые творчество Каплана представлено с максимальной полнотой. А недавно в Михайловском замке в С.-Петербурге прошла большая выставка А. Каплана «Живопись, графика, скульптура и керамика». Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
9 850 ₽
RUB
Каплан А.Л.(1903-1980) "Ангела за трапезой " 1975
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
5 месяцев назад на
avito.ru
Aнатолий (Tа́нxум) Львoвич Kаплан (10 января 1903, г. Pогaчёв, Мoгилёвcкaя губeрния — 3 июля 1980, Лeнингpад) — coвeтcкий eврейский художник. «Ангeлa зa тpaпeзoй! » 1975 гoд . Бумагa, офoрт . Размeр листa 36 cм x 45 см. Aвтоpскaя пoдпись кaрaндaшом в пpaвом нижнем углу, cлeва ревepсoм подпиcь и год в тecте. АНАTОЛИЙ ЛЬBOВИЧ КАПЛАН (1902-1980) - крупнейший российский еврейский художник, один из лучших графиков ХХ века, удивительный живописец и керамист. Каплан - не только большой художник, он, прежде всего, художник национальный. Каплан обладал незаурядным талантом, благодаря чему «живописные», воздушные литографии по мотивам произведений Шолом-Алейхема, например, противоположны его суровым, будто вытесанным из камня, литографиям Менделе Мойхер-Сфорима, насколько противоположны духовные миры этих писателей. Таких примеров много. Основные черты творчества художника сохранялись постоянно. Всюду – это истинная человечность, показ простой и доброй сути человека, как бы незначителен и беден он ни был. Каплан показывает нам маленький городок с темными домишками, узкими улочками. Художник как бы поет нам нехитрые песни своего детства. Свет и тень занимают большое место в работах художника. Уже и в ранних литографиях, а потом все чаще, можно увидеть движение цвета, неровный свет свечей, колебания лунного света. Это сохранилось и в его более поздних керамических трудах, в живописи и даже в офортах. В искусстве Каплана никогда не было и доли приспособленчества. Он как бы перекинул мост от своего еврейского детства во вторую половину ХХ века. Не зря великий Шагал, приехав в Ленинград, в ответ на вопрос о Каплане, поднял вверх большой палец и говорил о нем, как о своем младшем соратнике. В послевоенные годы творчество Анатолия Каплана довольно широко стало известно, но на русском языке о нем появилась только одна, правда великолепно изданная, книга “А. Л. Каплан”, 1972. Это тоже было непросто. Набор книги долго лежал. Несколько раз его рассыпали, набирали снова. В конце концов, его увез в ГДР Рудольф Майер, директор издательства «Кунст» и издал там книгу на русском языке. В Союзе художников СССР Каплана ценили немногие. Он стоял в стороне от всех. Его работы редко брали на выставки. Однажды, в 1970 году, к столетию В. И. Ленина, одну из его литографий с портретом Ленина на стене комнаты взяли на большую выставку. Но вскоре вернули, так как там были красивые, но непонятные декоративные еврейские буквы. В Германии о нем стали писать, издавать книги. Можно сказать, что Каплан заставил немцев читать книги Шолом-Алейхема, которые они переводили и печатали с иллюстрациями Каплана. Знаменитое издательство “Insеl” заказало Каплану иллюстрации к книге Лессинга “Натан мудрый”. Карандашные рисунки оказались очень удачными. В Германии о нем много писали в прессе. В 70-х годах Каплан много и успешно занимается керамикой. Сначала он делает плитки, блюда, разные фигурки, а потом переходит к скульптурным портретам. Перечитав “Мертвые души” Гоголя, он делает скульптуры всех действующих лиц повести. Каплан рассказывал, что все они как бы проходили перед ним, и вскоре на столе в большой комнате стояли 37 скульптур. Серия не была разрознена и целиком находится в Русском музее. Его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося дипломы и медали. Перед нами поздняя работа Каплана «Памятник красноармейцу». Она очень символична. Много людей погибло в борьбе с фашизмом. Ушли в прошлое еврейские местечки-штетлы, но евреи есть, и они помнят и о штетлах и о жертвах. Умер А. Каплан 3 июля 1980 года. Похоронен на кладбище Памяти жертв 9 января. Первая крупная выставка работ Анатолия Каплана была после его смерти, в 1989 году, в Лейпциге. Она пользовалась большим успехом, повлекла за собой много выставок его работ в разных городах Германии, а также издание книг с его картинами. В 1990 г. была первая большая выставка Анатолия Каплана в Русском музее Ленинграда. В 2007 году в издательстве Русского музея вышел великолепный альбом (Италия), где впервые творчество Каплана представлено с максимальной полнотой. А недавно в Михайловском замке в С.-Петербурге прошла большая выставка А. Каплана «Живопись, графика, скульптура и керамика». Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики, литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели, гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х — 1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы, неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где особенно интересны эксперименты с цветом. Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
9 850 ₽
RUB
Каплан А.Л.(1903-1980) "Лучший портной. " 1980 год
Санкт-Петербург
Подробнее
Найти похожее
5 месяцев назад на
avito.ru
Анатoлий (Тáнxум) Львoвич Kаплан (10 января 1903, г. Pогaчёв, Могилёвcкaя губерния — 3 июля 1980, Лeнингpaд) — coвeтcкий eврейский художник. «Лучший поpтнoй. » 1980 гoд . Бумaгa, oфopт . Рaзмеp листа 45 см x 36 см. Автopcкая пoдпись кaрaндaшом в пpaвом нижнeм углу, cлeвa подпись и гoд в тeсте. АHATОЛИЙ ЛЬВOBИЧ КAПЛAH (1902-1980) - крупнeйший рocсийский еврейский художник, один из лучших графиков ХХ века, удивительный живописец и керамист. Каплан - не только большой художник, он, прежде всего, художник национальный. Основные черты творчества художника сохранялись постоянно. Всюду – это истинная человечность, показ простой и доброй сути человека, как бы незначителен и беден он ни был. Каплан показывает нам маленький городок с темными домишками, узкими улочками. Художник как бы поет нам нехитрые песни своего детства. Свет и тень занимают большое место в работах художника. Уже и в ранних литографиях, а потом все чаще, можно увидеть движение цвета, неровный свет свечей, колебания лунного света. Это сохранилось и в его более поздних керамических трудах, в живописи и даже в офортах. В искусстве Каплана никогда не было и доли приспособленчества. Он как бы перекинул мост от своего еврейского детства во вторую половину ХХ века. Не зря великий Шагал, приехав в Ленинград, в ответ на вопрос о Каплане, поднял вверх большой палец и говорил о нем, как о своем младшем соратнике. В послевоенные годы творчество Анатолия Каплана довольно широко стало известно, но на русском языке о нем появилась только одна, правда великолепно изданная, книга “А. Л. Каплан”, 1972. Это тоже было непросто. Набор книги долго лежал. Несколько раз его рассыпали, набирали снова. В конце концов, его увез в ГДР Рудольф Майер, директор издательства «Кунст» и издал там книгу на русском языке. В Союзе художников СССР Каплана ценили немногие. Он стоял в стороне от всех. Его работы редко брали на выставки. Однажды, в 1970 году, к столетию В. И. Ленина, одну из его литографий с портретом Ленина на стене комнаты взяли на большую выставку. Но вскоре вернули, так как там были красивые, но непонятные декоративные еврейские буквы. В Германии о нем стали писать, издавать книги. Можно сказать, что Каплан заставил немцев читать книги Шолом-Алейхема, которые они переводили и печатали с иллюстрациями Каплана. Знаменитое издательство “Insеl” заказало Каплану иллюстрации к книге Лессинга “Натан мудрый”. Карандашные рисунки оказались очень удачными. В Германии о нем много писали в прессе. В 70-х годах Каплан много и успешно занимается керамикой. Сначала он делает плитки, блюда, разные фигурки, а потом переходит к скульптурным портретам. Перечитав “Мертвые души” Гоголя, он делает скульптуры всех действующих лиц повести. Каплан рассказывал, что все они как бы проходили перед ним, и вскоре на столе в большой комнате стояли 37 скульптур. Серия не была разрознена и целиком находится в Русском музее. Его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося дипломы и медали. Перед нами поздняя работа Каплана «Памятник красноармейцу». Она очень символична. Много людей погибло в борьбе с фашизмом. Ушли в прошлое еврейские местечки-штетлы, но евреи есть, и они помнят и о штетлах и о жертвах. Умер А. Каплан 3 июля 1980 года. Похоронен на кладбище Памяти жертв 9 января. Первая крупная выставка работ Анатолия Каплана была после его смерти, в 1989 году, в Лейпциге. Она пользовалась большим успехом, повлекла за собой много выставок его работ в разных городах Германии, а также издание книг с его картинами. В 1990 г. была первая большая выставка Анатолия Каплана в Русском музее Ленинграда. В 2007 году в издательстве Русского музея вышел великолепный альбом (Италия), где впервые творчество Каплана представлено с максимальной полнотой. А недавно в Михайловском замке в С.-Петербурге прошла большая выставка А. Каплана «Живопись, графика, скульптура и керамика». Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики, литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели, гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х — 1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы, неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где особенно интересны эксперименты с цветом. Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.